Наверное, всем, кто когда-либо учился в вузе, знакомо это ощущение: «вот-вот, скоро я получу диплом – и тогда все…». Однако на практике часто оказывается, что начав работать, молодой специалист сталкивается с необходимостью учиться еще: либо его квалификация не устраивает работодателя, либо полученная профессия оказывается «не своей», либо та должность, которая манит доходом и просторами для творчества, требует более широкого спектра знаний и умений. Эта ситуация давно стала привычной – и причина не только в качестве профессионального образования, которое часто «не успевает» за изменениями на рынке труда или не дает студентам полного представления о получаемой профессии. И даже, наверно, не в инфантилизме студентов, о котором много говорят.
Причина, с нашей точки зрения, более глобальная: современное общество характеризует повышенная мобильность и глубокая погруженность в информационное пространство – а это подразумевает как широкие возможности для самореализации, так и постоянные изменения: технологические, организационные, юридические, информационные… А это означает, что все большую актуальность приобретает практика непрерывного образования. И это касается, между прочим не только выпускников вузов – но и опытных работников, которые вынуждены перестраиваться и получать дополнительные навыки, проходить обучение и порой даже в совершенно новой для себя области.
И дело тут не только в негативных аспектах конкуренции, которая подстегивает нас к тому, чтобы «вооружить» себя новой информацией и новыми компетенциями. Дело в возможностях – а это уже позитивная сторона явления. Ведь если раньше сменить выбранный изначально курс профессионального развития было сложно – как психологически, так и практически, то сейчас возможно все, вплоть до кардинальных перемен.